Socopros2022

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Minprocv

min nauki3

khartiya

Online DOU

Бессмертный полк

75 VOV

Наши коллеги

Детский сад №1 www.sad1.cherobr.ru

Детский сад №2 www.sad2.cherobr.ru

Детский сад №3 www.sad3.cherobr.ru

Детский сад №4 www.schoolcad.cherobr.ru 

Детский сад №7 www.sad7.cherobr.ru

Детский сад №10 www.sad10.cherobr.ru

Детский сад №12 www.sad12.cherobr.ru

Детский сад №14 www.sad14.cherobr.ru

Детский сад №16 www.sad16.cherobr.ru

Детский сад №24 www.sad24.cherobr.ru

Детский сад №27 www.sad27.cherobr.ru

Детский сад №29 www.sad29.cherobr.ru

Детский сад №41 www.sad41.cherobr.ru

Детский сад №43 www.sad43.cherobr.ru

Детский сад №11 www.sad11.cherobr.ru

Поиск

Счетчик обращений

 

Музыкальный руководитель

UHFVJNFR 

Эссе «Мой подход в работе с детьми»

Есть профессия  необычная – музыкальный  руководитель:

Композитор, поэт, режиссер, костюмер, сценарист, осветитель.

Не пойму  я никак,  а  вы знаете – это должность  или призвание?

 

          На   мой  взгляд,  это   призвание, для  рождения которого была подготовлена благодатная почва:  музыка  в моей  жизни  присутствовала постоянно. Хорошо пела мама, играл  на  баяне отец, братья. Поэтому и учеба  в  музыкальной школе, а  затем и  в  музыкальном  училище - закономерность. И вот  я - готовый специалист.  С  тех  пор  прошло - страшно подумать! – сорок  лет, однако  я  ни  разу в жизни   не  задумалась  о правильности  выбора  своей профессии: просто не   было  необходимости. Зато очень сочувствую некоторым  своим  знакомым, которые называют свою работу  каторгой. Для меня моя работа  – праздник!  И это не  метафора, а так  оно  и есть  на  самом  деле: вся  моя  работа  с  детьми  состоит  из  сплошных  праздников. Во – первых, так нам  диктует календарь, а  во-вторых нет занятия  более  приятного,  чем общение  с детьми, ибо   это самая  честная, искренняя, чистая и благородная  публика.

          Как-то  я  спросила  своих  воспитанников: « В  школе  дети  учатся,  а  что  делают  дети в детском  саду?» Они  искренне  удивились: «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там  играют!» Действительно, играют. Должны играть. В последние  годы детские  сады стали превращаться в маленькие школы,  где  акцент  сделан  на  подготовку  детей  к  учебной деятельности.

Но ведь  мы, педагоги,  твердо  знаем, что  естественное состояние ребенка – это  все-таки игра, а не  учеба.

          В  нашем заорганизованном  режиме  дня  нам просто  не хватает времени, чтоб развернуть автономную творческую игру с детьми. Принципы новых   ФГОС ДО  последовательно выступают за поддержку собственной активности  и  инициативы ребенка,  что  очень своевременно.

Но самое интересное  в этой  ситуации то, что мнения  многих  педагогов-воспитателей и даже моих  коллег – музыкантов  разделились: не  всем это понравилось, ибо  оказалось, что  проводить занятия  куда проще, чем  играть с детьми. В  свое время  Д.Б. Эльконин  отмечал,  что  немало  педагогов предпочтут  шумной,  трудно  управляемой  детской  игровой деятельности  спокойное  организованное  занятие. Моя   профессия  тем  и  хороша, что нам просто приходится  много  играть  с  детьми  в  процессе  организации  музыкальной деятельности:  будь то слушание, пение, элементарное   музицирование   или  обучение  основам  музыкальной  грамоты.  Мы играем  всегда: играли раньше, играем сейчас  и,  уверена,  будем играть дальше.

          Однако  для  того,  чтоб  дети  умели  это  делать, пришлось  многому научиться  самой. Как  я  благодарна создателям  Некоммерческой   Автономной  Образовательной Организации  Центру Творческого  Развития «Созвучие»  (Иркутск)  за   организацию  встреч  со  светилами  отечественной  музыкальной  педагогики: А.И.Бурениной, М.И.Родиной. И.М.Каплуновой, Т.Э Тютюнниковой  и  многими  другими!  Они щедро  делились  своим  богатейшим  опытом,  методическими  находками,  который мы с большим удовольствием   используем в своей работе.  После  таких  встреч   в  моей  профессиональной  деятельности   что-то  существенно  менялось:  так  я  стала  работать   по  программе  «Ладушки»  И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой, использовать в  своей работе материалы  программ Т.Э.Тютюнниковой  «Элементарное  музицирование»,  «Кукляндия» -  М.И.Родиной.  Надо справедливо отметить, что  эти  программы  очень  органично  вошли  в  образовательную  программу  дошкольного  учреждения, т.к.   им   характерны  гибкость,  открытость, информативная оснащенность, интегративный  подход  к  организации музыкального   воспитания. И что самое  отрадное – в центре  их  внимания    находится  сам  ребенок: его интересы, желания  и возможности.

    Поэтому и игры детей  в самостоятельной музыкальной деятельности   становятся   более     продолжительными  и  содержательными. Это очень радует меня, потому что  нет   ничего   гармоничнее  играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что невольно улыбаешься, переживая радость и восторг, завидуя  им    по-хорощему:

                          …Жизнь – это часто нелегкое бремя,

                              Светлое детство как праздник мелькнет…

                              Как бы я рад был с тобой поменяться,

                              Чтобы как ты и резвиться и петь,

                              Чтобы, как ты беззаботно смеяться,

                              Шумно играть и беспечно глядеть!

          Медленно,  со скрипом начинаем отходить от концертно-показательного подхода к музыкальному развитию детей, когда все сводилось только к одному: «Скоро утренник!» А это значит,  что надо всех удивить, развлечь как минимум  за счет частых репетиций и дополнительной  работы  с детьми вместо прогулки.  Эта модель бытовала  много лет,  и  мы все рады, что картина меняется. Можно много говорить о высоком назначении музыки,  и все-таки ее цель – вдумчиво и постепенно развивать, наблюдая и помогая каждому ребенку в его движении к музыке.

 С педагогами прийти к  общему решению в области музыкального воспитания гораздо проще. Они понимают, что на детском празднике не может быть взрослых зрителей. И вообще зрителей как таковых. Дети и взрослые – воспитатели, родители вместе участвуют и создают сам праздник для детей. Но никак не наоборот!  Полноправным «действующим лицом»

на детских праздниках становится музыка, движение, слово и, как результат,  – чувство радости, удовольствия, приподнятости.

          Родители же пока к этому не готовы. Они никак не могут понять, что надо вносить свой действенный вклад в создание праздничной атмосферы, что требует не материальных, а душевных затрат. Видимо, с положением пресыщенного потребителя зрелищ им расстаться будет нелегко. И лишь немногая часть родителей с удовольствием откликаются, предлагая  помощь в  проведении утренников  и  даже  участия в празднике.  Какими же удачными тогда бывают эти  единичные пока  праздники, когда удается создать  настоящее  сообщество детей и взрослых!

          Да, у каждого явления на Земле есть своя неповторимая и удивительная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать ребенку   развиваться эмоционально,  духовно, интеллектуально, научиться понимать окружающий мир  невербально,  гармонизовать  свой внутренний мир, приводить его в состояние равновесия, радости и полета.

          Мне музыка помогает в  решении  еще одной  важной задачи: сохранении здоровья детей. Известно, что дети с общим недоразвитием речи при поступлении в школу испытывают большие трудности в общении с взрослыми и сверстниками, овладении чтения и письма, дальнейшей успешной социализацией в обществе. В этой связи одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР  является  авторская «Программа речевого и психомоторного развития детей предшкольного возраста с ОНР  в процессе организации музыкальной и театрализованной деятельности». Работа с куклами показала насколько дети закомплексованы, эмоционально зажаты. Общение с ними позволяет установить контакт с ребенком, раскрепостить его, дать возможность высказать свои мысли, провоцирует на ведение диалога. Поэтому стараюсь, чтобы   куклы всегда находились  в распоряжении  группы, дабы служить стимулирующим фактором психоэмоциональной коррекции.  Опосредуя взаимодействие с куклами, робкие дети осваивают процесс общения со сверстниками, участвуют в показе кукольных спектаклей. После цикла театрализованных занятий ребенок выступает от своего лица, а не от лица куклы, за которую он психологически прятался  до этого момента. Накопив достаточный исполнительский опыт, улучшив свои речевые возможности, раскрепостившись эмоционально, дети выступают уже перед сверстниками и родителями. Именно поэтому родители любят такую форму работы с ними, как«Театральная пятница», где они могут порадоваться маленьким успехам своих детей .

          Но грош цена всем успехам работы с детьми,  если ты не сумеешь привить ему необходимых нравственных качеств. И тут совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Уметь  проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту музыкального произведения, танца – таковы минимальные требования к себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и, конечно, внешний вид. Знаю, что ребенка легко ранить  окриком, грубым бестактным замечанием. Но также легко потерять его доверие, излишне умиляясь и восхищаясь его успехами. Поэтому в общении с детьми стараюсь быть приветливой, ровной, спокойной и справедливой в оценках. Да, работа с детьми – это всегда диалог, даже если  твой ученик  очень маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности и желания постигать тайны музыки зависит успех совместного труда.

        Мечтаю о самых простых вещах: конечно, чтоб и развивающая среда была  много лучше, и узкие специалисты были обязательно. Но самое главное, чтоб  рядом с тобой  были единомышленники, а не случайные люди. И тогда, действительно, мы сумеем «…ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой…»

 

Программа речевого и психомоторного развития детей 

Приложение №1

 
 
 
Материалы сайта разрешены для просмотра детям